основатель str2

Есть места на Земле удивительные, природой сотворенные, либо гением человеческим созданные. Исследованы и изучены они учеными знаменитыми, с изданием множества трудов научных. А есть места — родные и неповторимые: - где родились мы, где прошло детство босоногое, где могилы дедов, прадедов. И зачастую, кроме координат и почтового индекса, нет о них других данных. О деревне родной —Коровкинцы, о земляках своих, о наших прадедах, о детстве раннем, хочу поведать в воспоминаниях. Память сохранила не многое, рад буду любой информации.

Основатель

Основал деревню, по рассказам стариков, Антон Коровкин. Год основания установить, можно только предположительно. Если исходить из того, что все Коровкины из Коровкинцев - староверы, с большой долей уверенности, можно утверждать, что Антон Коровкин был из числа старообрядцев. Церковная реформа, проведенная царем Алексеем Михайловичем в 1654 году, руками полуграмотного Никона, расколола общество верующих христиан на Руси. Начались гонения на не принявших нововведения, обострившиеся с принятием царевной Софьей в 1685 году двенадцати статей наказания за непослушание.
После никоновских реформ были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить через сожжение. Автором этого документа был патриарх Иоаким. По настоянию духовных властей уничтожались деревни и сёла, где жили раскольники, их скиты и монастыри. По свидетельству иностранцев только перед пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 “церковных противников”. Одним из следствий кровавого террора по отношению к раскольникам было их самосожжение, принявшее большие размеры в XVII - XVIII веках. Самое массовое самосожжение произошло в Олонецком крае в 1687г. - крестьяне-раскольники, восставшие против притеснителей-священников после отчаянного сопротивления воинскому отряду решили сжечь себя. В огне погибло 2.700 человек ! В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII века было сожжено 1.733 человека, а самосожжению подвергло себя 10.567 человек! Цитата отсель

Столь жестокое преследование властями и церковью, вызвало массовую миграцию старообрядцев в отдаленные и уединенные места. В сохранившихся переписных листах 1710 года города Хлынова и Вятского уезда, отмечается множество новых хуторов, починков и деревень. Одна из них, между речками Коса и Кордяга, носит фамилию Коровкина.
Деревня Коровкина что был починок Во дворе Леонтей Ермилов сын Коровкин 60 лет у него жена...
Полный текст опубликованных переписных листов можно скачать по адресу isupov69.narod.ru/various/book-perepisnaya-1710-Vyatka.doc. Формат файлов Microsoft Word.

В том же районе, в трех километрах от села Елгань, находилась деревня Коровки...

д. Коровки (Коровская) – 12 дворов, 47 жителей Деревня стояла на угоре, в трех километрах от с.Елгань. Дома стояли не улицей, а разбросаны по всему угору на разном расстоянии друг от друга. Преобладали фамилии: Коровкины, Бронниковы, Котлячковы, Татьянниковы, Шабуровы.До революции деревня была достаточно большой – 37 хозяйств. Было 7 грамотных мужчин, а вот женщины и дети долгое время грамоты не знали.Весной, когда угоры освобождались от снега и проталинки подсыхали, все дети бегали по ним босиком, радуясь весне и солнцу. А вечером на угор собиралась молодежь и играла в разные игры, например «в платочек». Образованный колхоз назывался «Имени Сталина». Записано со слов Сизихиной Тамары Ивановны 1930 г.р. уроженка д. Коровки, живет в с. Елгань Деревня ликвидировалась в 1977 году (Унинский районный архив ф.21, оп. 1, д.373, л. 68). Снята с регистрации решением Кировского облисполкома № 137 от 9.03.1987 года. Цитата отсель
 Вполне возможно, одно и то же место (речка Коса). Тогда вдвойне досадно, почти три века существовала деревня, выстояв в лихие годы, а вот советской власти, противостоять не смогла.
Еще одна цитата.
Починок Котлецковской Во дворе Гарасим Федотов сын Брехов 40 лет у него жена Марья Петрова дочь 39 лет у них сын Сила 10 лет дочерь Настасья 14 лет у него половники Иван Яковлев (л. 731) сын Мусихин 60 лет, него жена Анна Васильева дочь 59 лет, у них сын Тарас 20 лет Софрон Иванов сын Котлецков 43 лет у него жена ... у негож срочной работник бобыль Василей Агафонов сын Коровкин 60 лет у него жена ... (л.731об.) …
 Дальнейшее изучение данных переписных листов 1710 года Вятского уезда, позволило выявить множество любопытных совпадений между прошлым и настоящим.

Из настоящего имеем:
Коровкинцы моя родная деревня. Аникинцы соседняя деревня, ликвидирована. Пронинцы соседняя деревня, ликвидирована. Пестери соседняя деревня, ликвидирована. Клабуки соседняя деревня, существующая.
КоровкинТимкин, Буторин, Востриков, Четвериков - первые фамилии в Коровкинцах. Клабуков - основная фамилия в Клабуках. Федоров, Зворыгин, Мясников, Мезрин - основные фамилии в Пронинцах.
Если деревня Коровкинцы получила название от фамилии Коровкин, то логично предположить, что деревня Аникинцы - от фамилии Аникин или имени Аника.
В переписных листах есть то и другое.
(л.340об.) Деревня что был починок Аникинской Во дворе Петр Гаврилов сын Огородников 70 лет у него сын Василей 30 лет дочь Елена 14 лет у негож племянник Максим Афонасьев сын Огородников 40 лет у него жена Евдокия Аникина дочь 38 лет у них дочь Пелагия году у негож братья родные Иван 30 лет у него жена Наталья Зотикова дочь 28 лет брат же Иван Меньшей 29 лет у негож двуродной брат Федор Григорьев сын Огородников 60 лет у него дети Иван 30 лет Петр 25 лет дочь Зиновья 20 лет Дарья 10 лет у Ивана жена Марфа Якимова дочь 30 лет у них сын Евстрат 5 лет у негож племянник Михайло Иванов сын Огородников 40 лет у него жена Авдотья Зиновьева дочь 30 лет у них дочь Феодора полугоду Прокопей 30 лет у него жена Ирина Яковлева дочь 30 лет у них дети Егор 2 лет Трифон полугоду... 
Починок Аники Малого Во дворе Аника Зиновьев сын Малово 70 лет у него жена ... у негож половники Митрофан Прокопьев сын Семенихин 65 лет у него дети ... 
Деревня что был починок Ключев (л.1113об.) Во дворе Аника Марков сын Кувалдин 55 лет у него сын Фома 30 лет у него жена...
 А деревня Пронинцы - от фамилии Пронин или имени Проня. В переписных листах есть:
Починок что было займище Пронки Велегженина Во дворе Кирила да Ондрей Прокопьевы дети Мышкины…
 Деревня Клабуки - от фамилии Клабуков. В переписных листах есть:
Деревня у Креста Клобуковская Во дворе евож Спиридона Лянгусова половник Прокофей Максимов сын Санников 40 лет у него жена… у негож вотчим Никифор Есипов сын Носков 70 лет у него жена … половник же Иван Федоров сын Клобуков 45 лет (л.109об.) у него жена … Во дворе ево Спиридона Лянгусова половник Гарасим Федоров сын Клобуков 65 лет у него жена … в том же дворе половник Никифор Федоров сын Клобуков 30 лет у него жена… 
Деревня что было займище Клобукова Во дворе Ерофей Микифоров сын Потапов 28 лет у него жена Васса Иванова дочь 25 лет у них дочь Агафья 2 лет 
Деревня Клобуковская Во дворе Осип Данилов сын да Павел Федоров сын Соловьевы …
 Деревню Пестери назвали, очевидно, по речке Пестерь. Но есть и такой вариант:
Деревня что был починок Пестериковской Во дворе Епимах Григорьев сын Якимовых 30 лет у него жена...
 Что касается совпадения фамилий: Фамилия Коровкин - смотри выше.
Фамилия Тимкин -
Деревня Шихинская Во дворе Макар Яковлев сын Тимин 55 лет у него дети … в той же избе живет половник Елфим Самойлов сын Харламов 55 лет у него жена … Во дворе Лука Яковлев сын Тимин 59 лет у него жена … в той же избе живет половник Елфим Самойлов сын Харламов 55 лет у него жена … 
Деревня другая Шихинская Во дворе Артемей Григорьев сын Тимин 80 лет у него жена … Во дворе Фадей Ярофеев сын Ентальцов 39 лет у него жена … 
Деревня Петрушинская Лихотникова над речкою Люличанкою (л.108) Во дворе Борис Яковлев сын Тимин 70 лет у него жена …
 Фамилия Буторин -
посадцкой человек Никита Ильин сын Буторин 40 лет у него жена ... 
Деревня что был починок Боровиковской Во дворе Иван Козмин сын Буторин 27 лет у него жена ... у негож срочной работник Михайло Родионов сын Буторин 30 лет у негож половник Алексей Кондратьев сын Юрлов 30 лет у него жена ...(л.213) Во дворе Иван Юдин сын Буторин 45 лет у него жена... у негож подворник Семен Юдин сын Буторин 25 лет у него жена ... 
Деревня что был починок Лазаревской Во дворе Козма Никитин сын Горячего 52 лет у него жена ... (л.213об.) … да в том же дворе в другой избе складник Фрол Трофимов сын Буторин 45 лет у него жена ... 
Деревня Фофанова Во дворе Ларион Яковлев сын Буторин 35 лет у него жена ... у негож в том же дворе в другой избе складник Антроп Семенов сын Буторин 37 лет у него жена ... (л.214) … 
Деревня Толмачевская Во дворе салдатцкая жена Степанида Терентьева дочь Рябева 30 лет у них дети … у нея подворник старых же полков салдат Гаврило Сидоров сын Чючелов 90 лет скорбен Во дворе Потап Родионов сын Буторин 25 лет у него жена... 
Починок Присыпкиных Во дворе Ульян Иванов сын Семенихин 35 лет у него жена... у него половник Купреян Иванов сын Копосов 30 лет у него жена ... с ним же живет подворник Алфер Васильев сын Буториных 40 лет у него жена ... да с ним же живет половник Иван Саватеев сын Парфенов 40 лет у него жена ...
Фамилия Востриков -
Починок Луки Ардашева Во дворе Василей Федоров сын Семенихин 45 лет у него жена... (л.284) … у негож вдова тетка Оксинья Афонасьева дочь Вострикова 48 лет у нея сын … в том же дворе в другой избе Савва Минеев сын Парфенов 40 лет у него жена... у негож подворник Дементей Савин сын Окулов 30 лет у него жена ... 
Починок Кирила Шубина Во дворе Яков Кирилов сын Шубин 80 лет у него сын Кирило 40 лет у него жена ... в том же дворе живет Данило Григорьев сын Востриков 60 лет у него жена ... 
(л.293об.) Починок Афонасьевской Вострикова Во дворе старых полков салдат Иван Григорьев сын Востриков 30 лет у него жена ... у негож племянник салдатцкой сын Иван Яковлев Востриков 10 лет у негож половник Матвей Константинов сын Перезвоников 90 лет у него жена ... у негож сноха салдатка вдова Соломонида Филипова дочь Михайловская жена Вострикова 50 лет у нея дети ... Во дворе Иван Лукин сын Блинов 25 лет у него жена...
 Фамилия Четвериков -
Починок вверх Волмы речки росчищен вновь Во дворе Семен да Григорей да Михайло Ивановы дети Четвериковы … (л.1129) … Во дворе Тимофей Матвеев сын Четвериков 50 лет у него жена ... Починок подле Просницу речку росчищен вновь Во дворе Сава да Леонтей Андреевы дети Хозюковы … (л.1130) … Во дворе Евсевей да Иван Яковлевы дети Четвериковы…(л.1130об.) …
 Фамилия Клабуков -
Деревня Сто Плещевская Во дворе евож Спиридона половник Онос Петров сын Клобуков 60 лет у него жена … (л.109) половник же Григорей Петров сын Клобуков 30 лет у него жена … Иван Дмитреев сын 40 лет у него жена … Деревня другая Щербининская Во дворе Никифор Федоров сын Клобуков 60 лет у него жена… Во дворе Констянтин Федоров сын Клобуков 66 лет у него сын Карп 30 лет у него жена… 
Деревня Хабаровская Во дворе Тимофей да Иван Гавриловы дети Доронины … у негож живет подворник Клементей Сергеев сын Клобуков 30 лет (л.111об.) у него жена … 
Деревня что была пустошь Васеговская под бором Богоявленская тож Во дворе Яков Алексеев сын Клобуков 50 лет у него жена…
 Фамилия Зворыгин -
Деревня Середниковская Во дворе Вяцкого приказу подьячего Ананьи Иванова сына Носкова половник Ананья Иванов сын Зворыгин 70 лет у него жена ... Во дворе евож Ананьи Носкова половник (л.502) Григорей Естефеев сын Зворыгин 40 лет у него жена... 
Займище словет Скоромоховский Полом Во дворе Моисей Фадеев сын Зворыгин 60 лет у него жена ... Во дворе Терентей да Михайла Борисовы дети Корзоватого … Во дворе Никита Елисеев сын Петряшин 20 лет у него жена ... у него мать вдова Оксинья Микитина дочь Елисеевская жена Петряшина 60 лет у негож сноха вдова Марья Козьмина дочь Семеновская жена Петряшина 38 лет у них дети … 
Починок Шабалинской Во дворе Сергей да Иван Фадеевы дети Зворыгины … (л.1101об.) … в том же дворе в другой избе складник Елизар Кондратьев сын Шабалин 40 лет у него жена ...
 Фамилия Мясников -
Деревня Гырдымовская над ключем что был починок Во дворе Иван Василей Савины дети Мясникова Иван 35 лет Василей 15 лет у Ивана жена … (л.442) … Во дворе Семен Зиновей Савины дети Мясникова Семен 30 лет Зиновей 20 лет у него жена ... у негож подворник Яким Петров сын Тигин 40 у Якима жена … у негож пасынок Ипат Родионов сын Мальцов 10 лет Во дворе старых полков салдат Петр Марков сын Угрюмов 50 лет у него жена ... Во дворе старых полков салдат Сава Самойлов (л.442об.) сын Угрюмов 40 лет у него сын ... у него подворник Прокопей Романов сын Потапов 25 лет у Прокопья жена Ульяна Тимофеева дочь 25 лет у них дочь Ефросинья 2 лет
 Фамилия Мезрин -
Деревня Заполье владеет хлыновец посадцкой человек Сила Хохряков Во дворе ево Силы половник Раман Потапов сын Федосимов (л.246) 60 лету него жена ... в том же дворе в другой избе половник Фадей Анисимов сын Мезрин 25 лету него жена ... (л.1112об.) Починок по другую сторону Логу речки Во дворе Дмитрей Кирилов сын Мезрин 50 лет у него дети … Во дворе Сидор Тихонов сын Карпиков 70 лет у них дети …
 Такое количество совпадений, случайным быть не может. Логично предположить, что основатели наших деревень, прибыли с земли Вятской Переселение или расселение проходило большими группами из нескольких семей. Передвигались по большим и малым рекам, искали глухие труднодоступные места, на многочисленных мелких притоках. Любопытно сравнить два территориальных района: район села Уни в Кировской области и район наших четырех деревень. Там и там, начинаются и текут, речки и на север, и на юг. От села Уни, речки Кордяга и Коса отправляются на север и сливаются с Чепцой, Лумпун - на юг до реки Кильмезь. От наших деревень, к Чепце на север, несет воды речка Лекма, на юг к реке Кильмезь, спешат Пестерь и Уть. Попасть из района в район можно верхним путем через Чепцу, можно нижним - через Кильмезь. Есть и короткий путь, по речкам Лема и Лекма. Можно представить удивление встретившихся людей, идущих разными маршрутами в неизвестные места. Что же заставляло людей сняться с обжитого места и идти неведомо куда? Переселение дело не простое и должны быть очень веские причины, чтобы принять такое решение. Поговорим об этом ниже, а пока попытаемся представить, как это происходило. Наверняка, место для нового жительства, подбиралось заранее. Сведения от первых переселенцев (смотри ниже), странников, собирались и обсуждались. Принималось решение и отправлялись ходоки. Они находили подходящее место, расчищали и начинали строить временное жилье. Часть ходоков возвращалась назад, за семьями и имуществом. Грузили обозы и отправлялись в путь. Добирались где водою, где волоком - по бездорожью. С прибытием на место, строили постоянное жилье, заготавливали дрова. Лето короткое, надо успеть до зимы -под крышу. В одиночку не справиться, только дружным коллективом. Но вернемся к причинам, побуждающих людей бросить обжитое и начинать с начала. Безусловно, одна из причин, нехватка пахотных земель. По данным переписи 1710 года, количество деревень и хуторов, на земле Вятской, стремительно росло. Отмечено много, вновь расчищенных и обустроенных, мест проживания. Шло равномерное заселение свободных мест, в том числе и на территории современной Удмуртии. Оно было размеренным и не носило массовый характер. На период 1710 года, по переписным листам Сибирской губернии Вятского уезда Каринской волости, поселения русских, в большинстве, расположены по Чепце от Пудема до Балезино и притоках Чепцы - до села Юкаменское, деревни Парзи. Массовое переселение населения происходит, если возникают условия, при которых нормальное существование становится затруднительным, а то и вовсе не возможным. Какие же события произошли на Вятской земле во второй половине XVIII века. Прежде чем перейти к разговору о произошедших событиях, необходимо разобраться с понятием единовериеединоверие объединяет промежуточные этапы перехода от старообрядчества к никоновским нововведениям. Идея переходного этапа возникла еще в начальный период проведения церковных реформ. Названий и попыток реализации этой идеи было много, но все они проваливались по различным причинам. И только во время царствования Петра III, с выходом указа о веротерпимости (1762 г.), и при Екатерине II, идея оформилась созданием единоверческой церкви с исполнением обрядов по старым правилам, но подчиненной православной церкви. Идею создания такой церкви многие исследователи приписывают иноку Никодиму, настоятелю Успенского старообрядческого монастыря, но цель последнего была иная - узаконить существование. Так или иначе, заручившись поддержкой митрополита Санкт - Петербургского Гавриила, архиепископа Псковского Иннокентия, князя Потемкина, Никодим в 1781 году отправил прошение на имя Императрицы и Святейшему Синоду. Прошение состояло из двенадцати пунктов согласия, для образования Стародубской епархии. Из-за неожиданной смерти Никодима вопрос затянулся. Стародубские старообрядцы в 1784 году подали новое прошение, уже из десяти пунктов. Екатерина II удовлетворила только часть требований. Со смертью Екатерины (1796 г.), достигнутые соглашения были отменены. Пришедший на престол Павел, поручил митрополиту Платону переработать пункты, достигнутых ранее соглашений. В результате появились одиннадцать пунктов соглашения, где детали были прописаны так, что сводили на нет возможность изживания раскола. В 1800 году вышел указ Павла о «единоверии и создании единоверческой церкви». Старообрядцы о «единоверии» отзывались крайне негативно, называли его ловушкой и западней. Особенно жесткую позицию занял Николай I (1825-1855 гг.), в единоверческую церковь загоняли силой. Перешедшие в единоверческую церковь, были обособлены от верующих той и другой стороны и не получали должной поддержки ни от власти, ни от церковного верховенства. Вернемся к событиям конца XVIII века. В 1775 году Екатерина II создала «Учреждение для управлений Всероссийской империи». В результате реорганизаций было образовано 50 губерний, с подчинением губернатора императору. До Вятской земли преобразования дошли в 1796 году. Вятское наместничество было преобразовано в губернию. Появился губернатор со всеми необходимыми службами и чиновниками. Чуть позже, произошла реорганизация церковного управления. В 1799 году Вятская и Слободская территории выделились из Пермской епархии в самостоятельные епархии. Все, вновь назначенные чиновники от власти и церкви, рвались зарекомендовать себя и указ Павла о «единоверии» дал им такую возможность. Но начавшиеся при Павле гонения на старообрядцев утихли, с приходом к власти Александра I в 1801 году. Однако к концу своего правления, в 1825 году, Александр I учредил специальный секретный комитет по раскольническим делам. Усилившееся, многократно, преследование старообрядцев, продолжил его брат Николай I (1825 - 1855 годы). О событиях тех лет повествует Ф. Е. Мельников
В марте 1822 г. последовал декретный указ о непреследовании старообрядческих "беглых" священников. Но в том же указе относительно старообрядческих молитвенных домов сказано: "Вновь строить не дозволять ни по какому случаю". Это, конечно, узаконение стеснительных и даже гонительных мер против старообрядчества.Николай же преследовал старообрядцев систематически, неуклонно и коварно. Он поставил себе цель: уничтожить "раскол" во что бы то ни стало. Прежде всего он напал на старообрядческих священников. 10 мая 1827 г. последовало узаконение: решительно воспретить старообрядческим священникам переезжать из одного уезда в другой, тем паче из губернии в губернию для совершения духовных треб, "в случае же переездов поступать с ними как с бродягами". Всюду стали беспощадно преследоваться вновь присоединяемые к старообрядчеству священники: их ловили, арестовывали, сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь, в каторгу. Для ловли старообрядческих священнослужителей по старообрядческим поселениям посылались нередко большие военные отряды, целые полки даже. Все священство старообрядческое стало потаенным, крыющимся, подпольным и, конечно, очень сократившимся в своем количестве. Император Николай был очень доволен такими успехами принятых им мер. Самое деятельное участие в поимке старообрядческих священников принимало повсеместно духовенство православной церкви. Особенной настойчивостью в этом предприятии отличался Аркадий, архиепископ Пермский. Он надоедал обер-прокурору Синода Нечаеву своими доносами на "беглых попов" и требованиями ловить их по всем местам. "О, если бы их не было! - восклицает он в одном доносе синодскому обер-прокурору. - С уничтожением сих врагов спасения, кажется, вся поповщина обратилась бы к св. церкви и без промедления". Одновременно с повсеместной войной, ведомой правительством, светским и духовным, при помощи полицейских и военных команд против старообрядческого священства, велись атаки и против всего старообрядчества. Были учреждены по всем губерниям особые секретные комитеты во главе с губернаторами и архиереями, с центральным комитетом в Петербурге, в котором сам царь председательствовал и принимал самое живое участие. Комитеты эти занимались исключительно "делами раскола": узнавали о его состоянии, количестве, всех его проявлениях, вырабатывали и применяли меры к уничтожению раскола. Все старообрядческие монастыри и скиты были закрыты и разграблены. Знаменитые центры старообрядчества: Керженец, Иргиз, Ветка, Стародубье, Выг - все это было разгромлено, и величайшие ценности их были отчасти разворованы, уничтожены правительственными чиновниками, в большинстве же переданы единоверцам. Приходилось всего бояться, во всем таиться и скрываться. Нельзя было собраться на дому помолиться Богу, это считалось большим преступлением и каралось весьма строго. Запах ладана, лишняя лампада перед святой иконой или свеча принимались за признак недавнего моления, и тогда производились в таком доме и даже в соседних повальные обыски, обычно с грабежом и всякими насилиями. По всей стране беспрерывно шли аресты древлеправославных христиан; тюрьмы, пересылочные участки, места ссылки были переполнены ими.
 Цитата отсель

Что оставалось делать старообрядцам, свято державшимся веры? Бежать в глухие недоступные места. Началась новая массовая волна миграции. Уходили в малонаселенные лесистые места верховьев рек, мелководных притоков и ручьев. Официальной датой основания села Красногорское (Святогорье), признан 1837 год.
Село Красногорское – старинное поселение. История его до конца ещё не изучена. Пережила многократные переименования: Торокан-село, Покровское, Святогорье, Святогорское, Барышниково, Красногорское. В 1837 году из села Юкаменского выделился самостоятельный приход с.Святогорье, и сюда была перевезена деревянная церковь, освященная 12.11.1838 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Селом в старину называли поселения, где появлялась церковь. Значит, Торокан-село раньше было просто деревней, а до этого починком, возможно, с другим названием.
Цитата отсель

Трудно предположить, чтобы старообрядцы поселились около села с православным храмом. Это значит, что хутор Антоновской (Коровкинцы), был основан до 1837 года и позже 1825 года. Отчасти, это подтверждается документом, в «Списке населенных мест Вятской губернии Глазовского уезда за 1859 - 1873 годы» есть запись за номером 2872 на листе 146 -
«починок Антоновской (Коровкинцы) при речке Пестерь и колодцах. Дворов -8. Число жителей: м. п. - 31, ж. п. - 41. От уездного города 65 верст.
За 25 - 30 лет починок Антона Коровкина превратился в деревню Коровкинцы с 8 дворами, что очень правдоподобно. Там же есть записи:
Починок Клобуковской при Пестеринском ключе. Дворов - 25. Число жителей: м. п. - 127. ж. п. - 132. 
Починок Пестеринской над Пестеринскими верховинами. Дворов - 13. Число жителей: м. п. - 47. ж. п. - 75. Есть мельница. 
Починок Аникинской (Аникинцы) при безымянном ключе и колодцах. Дворов - 13. Число жителей: м. п. - 36. ж. п. - 57. 
Починок Фомы Сухих (Пронинцы) при речке Пестерке. Дворов - 8. Число жителей: м.п. - 36. ж. п. - 41. 
Семьи были большие, десть человек и более. Сегодня остались пустыри, поросшие крапивой.
Вернемся к теме.
С достаточной достоверностью, можно утверждать: - Основатель деревни Коровкинцы - Антон Коровкин. Год основания - 1827 - 1836. При появлении новых сведений, буду делать уточнения.

Уточнение от 20.04.14.

Основываясь на неприглядной истории, изложенной в «криминальной хронике" по Глазовскому уезду, можно утверждать, что деревня Коровкинцы была основана до 1833 года.

В конце июня 1833 г. трое жителей поч. Коровкинского Валамазской волости Глазовского уезда убили двоих скрывавшихся у них беглых – рекрута и крестьянина. Один из убитых был зарыт в лесу под поленницей на землях соседней деревни Аникинской.
В начале августа («вскоре после прошедшего Ильина дни») жителям последней об этом стало известно. Отставной солдат Трифон Коровкин, живший в одноименном починке, сказал аникинцу Исаку Марьину, у которого заночевал: «Вы вокруг своих полей и лесу осмотритесь, мне вас жаль, чтоб их однодеревенцы чего не подкинули».
Утром под водительством десятника Ульяна Садакова общиной были организованы поиски «по полям и по закрайкам». «Взрытую» землю обнаружили, под ней «калкой» нащупали «что-то лежащее».
Далее, по возвращении в деревню, испуганные крестьяне «сделали совещание, как им в сем случае поступить».
Упомянутый Исак Марьин вызвался сходить к Коровкиным с требованием убрать подкинутое. В тот же день «с общего всех домохозяев согласия» он это сделал.
Один из коровкинцев (не убийца) пытался предложить троим из аникинцев за «большие деньги» убрать куда-нибудь «мертвые телеса», на что получил ответ от Михаила Садакова, что «ежели бы Коровкины оклали его деньгами с ног до головы, то и тогда бы не согласился».
Итогом внутреннего крестьянского разбирательства стало исчезновение «куда-то» с аникинских земель мертвого тела.
[ГАКО 1. Ф. 21. Оп. 1. Д. 1325.Д. 1325. Л. 2–5].
Из статьи Николая Пислегина.

Уточнение от 20.04.14 года.

Из «криминальной хроники" по Глазовскому уезду.
Основываясь на данном сообщении достоверно можно утверждать, что деревня Пестери (хутор Пестериковский) была основана до 1796 года.

В ночь на 22 марта 1796 г. житель поч. Ямновского Ошланской волости Филипповы слободки Глазовского уезда Филипп Вотинцев, будучи у себя на гумне «для присмотру ржаного вороху», заметил у амбара соседа Захара Чибилева «неведомо каких воровских людей».
Вотинцев сообщил о краже Чибилеву, «с товарищи» они осмотрели вскрытый деревянным ключом амбар. Здесь были обнаружены 5 мешков, нагруженных рожью, овсом и ячменем. Лошадиные и санные следы довели до домов Ивана Катаева, Егора Логинова и Романа Лужбина (поч. Петериковский Верховской Рожественской волости того же уезда).
Совместно с выборным и жителями поч. Петериковского в хлевах подозреваемых нашли «потных по одной лошади», находку представили в «мирской двор».
Далее было добровольное признание в краже «по случаю малоимения у себя к пропитанию хлеба».
[ГАКО 2. Ф. 347. Оп. 1. Д. 126. Л. 208–208об., 211–211об., 213].
Из статьи Николая Пислегина.

3 комментария:

  1. Анонимныйянваря 14, 2014

    Здравствуйте, мой дедушка Тимкин Геннадий Герасимович родился в Хабаровском крае в 1914 г. В архивной справке о его рождении указано, что его отец "крестьянин Вятской губернии Глазовского уезда Васильевской волости деревни Коровкинской Герасим Федоров(ич) Тимкин". Как я поняла из найденных в Интернете данных, Коровкинская и Коровкинцы это одна деревня. Правильно? Надеюсь, Вы сможете мне помочь разобраться. Очень хочется верить, что именно Ваши замечательные Коровкинцы, о которых Вы с такой невероятной любовью рассказываете, и есть родина моего прадеда Тимкина Герасима Федоровича. С уважением, Надежда Тимкина timkina@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Надежда. Да, это Коровкинцы. Первоначальное название хутор Антона Коровкина. Внесу коррективы в Фамилию - Тимкины. Спасибо за информацию. Жду новой информации, особенно ценны старые фотографии.

      Удалить
  2. Изменения о фамилии Тимкин внесены на страничке "деревня".

    ОтветитьУдалить